Москва: Дмитровское ш., д.102а   (495) 783-49-72
Санкт-Петербург: ул. Народного ополчения, д.201 Телефон филиала: (812) 750-68-49
Стеклянные перегородки
Стеклянные раздвижные перегородки являются сочетанием компактности
Офисные перегородки
Офисные перегородки часто используются для разделения пространства офиса на зоны
Перегородки из пластика
При помощи пластиковых перегородок есть возможность не только разграничить рабочие
Стеклянные двери
В настоящее время всё больше встречается мест, где можно встретить стеклянные двери.

Путь познания

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, как это всегда бывает в смутные времена, в российском обществе резко возросли настроения неприятия научного подхода вообще и науки как таковой.

Пока дело ограничивалось безответственными заявлениями некомпетентных лиц да столь же несерьезными публикациями бульварно-желтых СМИ, отрицание науки можно было просто игнорировать. Но когда и солидные академические издания, такие как журнал «Вопросы философии», стали публиковать статьи с явно выраженным антисциентистским подходом к выявлению места и роли науки в современной цивилизации, причем подобные статьи не только не встречали никакой критики, а просто не обсуждались, это не могло пройти мимо моего внимания.

Я, далеко не философ вообще и уж, во всяком случае, не профессиональный философ, не выдержал и написал большую статью под названием «Полемические заметки о науке в наше время». Статья вышла в 1991 году в журнале «Свободная мысль» (ранее — журнал «Коммунист», главный теоретический орган ЦК КПСС). В этой публикации я наивно защищал два тезиса. Первый: противонаучность — противочеловечна. Второй: в наше трудное время нельзя противопоставлять науку цивилизации. Подобно тому, как счастье не есть стационарное состояние, а есть процесс достижения счастья, наука есть процесс обретения нового знания на той базе, которую уже накопило человечество. Статья вызвала некоторую дискуссию, чему я был счастлив.

Первый блин выглядел вполне достойно и положил начало серии подобных публикаций, что меня несколько утешало. Будучи ректором и председателем ВАКа я публиковался много, наиболее серьезны были выступления в журналах «Свободная мысль» и «Вопросы философии». Несмотря на некое разнообразие в тематике, все эти выступления трактовали разные стороны одного и того же вопроса о смысле образовательного процесса.

Сейчас я повторю то, о чем уже другими словами говорил ранее. Я пережил резкий переход от предметно-конкретной научной работы, результаты которой, однако, были интересны только узкому кругу посвященных, к масштабному общественно-значимому делу ректорства в Московском физико-техническом институте и председательствования в Государственном высшем аттестационном комитете России. Этот переход вызвал неодолимое стремление обратиться к общим вопросам образования, науки, морали, культуры, цивилизации, которые зазвучали по-новому конкретно и актуально на фоне в то время переживаемых страной крутых перемен. К сожалению, нельзя сказать, что в нашей стране это время уже закончилось.

Положение и профессия обязывают. Поэтому основное содержание упомянутой серии статей по существу своему сводилось к обсуждению разных сторон одной большой темы, которую можно обозначить как «Точные науки, науки о духе и фундаментальности высшего образования в контексте цивилизации применительно к России».

Когда завершилось мое служение в МФТИ и ВАКе, материал практически всех этих статей естественным образом лег в некую единую книгу, названную мной «Путь познания», вышедшую в 1998 году. Заметное место в ней, кроме вышеозначенной тематики, занимает обсуждение путей приобретения знаний как человечеством, так и отдельным человеком. Как известно, легко любить человечество, трудно — человека. Это же относится к общим рассуждениям о судьбах человечества и конкретному рассмотрению вопроса выбора жизненной траектории отдельным человеком.

Информация клиентам:
Rambler's Top100