Москва: Дмитровское ш., д.102а   (495) 783-49-72
Санкт-Петербург: ул. Народного ополчения, д.201 Телефон филиала: (812) 750-68-49
Стеклянные перегородки
Стеклянные раздвижные перегородки являются сочетанием компактности
Офисные перегородки
Офисные перегородки часто используются для разделения пространства офиса на зоны
Перегородки из пластика
При помощи пластиковых перегородок есть возможность не только разграничить рабочие
Стеклянные двери
В настоящее время всё больше встречается мест, где можно встретить стеклянные двери.

Директор

Директор совершила серьезную ошибку, уволив сразу нескольких малограмотных учительниц, не любящих свое дело, и главное, обучаемых детей. Что тут началось! По их жалобам начались проверки из РОНО, рассмотрение в райкоме партии, судебные угрозы и т. п. Пришлось директору и мне из школы уйти.

Надо сказать, что данный педагогический опыт совершенно неожиданно очень помог в 1987 году, когда в силу ряда обстоятельств, мне было предложено баллотироваться на пост ректора МФТИ. Зная меня достаточно хорошо, Олег Михайлович Белоцерковский — тогдашний ректор, тем не менее, стал наводить соответствующие справки. Он обратился к своим однокурсникам — Феде Бункину и Игорю Радкевичу. И попал очень точно: Игорь возглавлял тот родительский комитет, который пригласил меня в школу №42, а с Федей я подробно обсуждал все свои педагогические новации.

Мне трудно объяснить, почему так случилось, но я снова получил интересное педагогическое предложение, на этот раз чисто физтеховское. Вероятно, из меня исходила какая-то педагогическая эманация, которую воспринимали окружающие. Итак, осенью 1968 года я начал читать в рамках курса общей физики лекции по квантовой физике на факультете авиационной и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ в городе Жуковском. По существу, речь шла о квантовой механике, что для меня было делом совершенно новым, поэтому я готовился к лекциям особенно тщательно. Перед студентами, как и при чтении лекций по квантовой электронике, я представал с небольшой колодой библиографических карточек. Разница состояла в том, что теперь у меня не было внутреннего ощущения предмета, так как, строго говоря, я в данной области не работал. Поэтому я предварительно тщательно записывал текст лекции, как если бы я готовил на эту тему обзорную статью для журнала. Конспектом этих текстов и являлись записи на библиографических карточках. Меня удовлетворяло, что аудитория всегда была полна. Студенты физтеха быстро поняли, что молодой профессор читает им что-то такое, что в книгах с ходу не найдешь. Слушали все внимательно, вопросы задавали толковые.

Должен, однако, сказать, что для меня совершенно неожиданным оказалось то обстоятельство, что регулярно читать лекции поточной аудитории в 100 — 150 слушателей — это совсем не то же самое, что выступать перед группой студентов в 15 — 20 человек. В последнем случае легко устанавливается эмоциональный контакт со всеми слушателями, что сильно помогает передаче знания и их лучшему усвоению. Большой аудиторией овладеть труднее. Бывали дни, когда я прямо-таки физически ощущал какое-то вязкое сопротивление на пути передачи не столько знания, сколько отсутствие чувственного ощущения задачи лекции. Только незамысловатая шутка, анекдот могли наладить контакт с аудиторией. Большой ошибкой при этом было бы ориентироваться на понимающие глаза студентов первого ряда. Тут нужно чувствовать всю аудиторию в целом. Особенно ответственны первые две-три лекции: полученный на них авторитет помогает долго владеть аудиторией, если, конечно, не забывать об этой необходимости...

В 2002 году, разбирая бумаги в старом своем кабинете в ИОФАНе, я нашел полные записи прочитанных мною в 1968-1969 годах лекций. Прочел их и удивился тому, что материал этот отнюдь не устарел и вполне может стать основой серьезной публикации. За два года такая книга была издана. Это — «Начальные главы квантовой механики» (в соавторстве с НА Кириченко). Но об этом позже. Такова была педагогическая составляющая научно-преподавательской деятельности, наработанная мной на пороге шестого десятка жизни.

Информация клиентам:
Rambler's Top100